пятница, 12 декабря 2008 г.

Всё о дёрте!

В этой статье вы узнаете всё о дертджампинге (дерте)

Dirtjumping (дертджампинг)- экстремальное направление велоспорта, включающее в себя прыжки на земляных трамплинах с необязательным исполнением различных трюков в прыжке и на приземлении. Для дертджампинга используется специально модифицированные горные велосипеды или велосипеды типа BMX.

Первые прыжки на велосипедах исполнялись велосипедистами-циркачами еще в 19 веке. В то время все трюки ставились на точном физическом расчете прыжка и нередко приводили к травмам исполнителя.

Дертджампинг в своем современном виде зародился в 80е годы прошлого века, когда любителям BMX наскучили повороты и контруклоны кроссовых трасс и они решили ограничить катание только имеющимися на трассе трамплинами. Изначально, прыжки производились на стандартных трамплинах, но для выполнения грамотного прыжка на трассе необходимо было набрать большую скорость, амплитуда прыжка была меньше, чем хотелось бы, и тогда несколько парней построили трамплин с вылетом и приземлением, не являющийся частью какой-либо трассы. В последствии, количество идущих подряд трамплинов возрастало, стали появляться склоны для разгона. Обычные прыжки скоро наскучили и "прыгуны" стали пытаться исполнять различные трюки в воздухе, то как снять руку с руля, повернуть руль в полете или вытянуться за велосипедом как супермэн ;) На новую забаву BMXеров обратили внимание и "горные" велосипедисты, часто присоединяясь на трамплинах к прыгающим парням. Вскоре стало понятно, что высокая рама, узкий руль и длинный вынос горного велосипеда не слишком предназначены для прыжков, так начали появляться модифицированные велосипеды.

1.Велосипед для дертджампинга.
BMX.
используется либо специально адаптированный для дерта велосипед, либо модифицируется стритовая модель. Укорачивается руль (для удобства выполнения трюков с вращением руля), снимается передний тормоз, пеги. часто снимается гироротор, заместо него устанавливается длинный трос в рубашке, пропущенный через отверстие в якоре рулевой колонки. Стандартное седло меняется на более "ухватистый вариант". Продвинутые прыгуны часто ставят усиленные вилки.

2. Курс молодого бойца или как начать.

Как построить дерт

Вступление

Когда вы только начинаете прыгать на дерте, очень часто оказывается что многие из построеных трамплинов для вас велилки. Бывает, что попрыгав на них вам расхочется прыгать, потому что у вас ничего не будет получаться и вы просто забьете на дертджампинг. Иногда все еще прозаичнее - в вашем районе просто нет дерта и вы не знаете где попрыгать. Это только некоторые причины, которые могут вас заставить построить собственный дерт. Плюс, если вы построите собственную площадку вы сможете подстроить ее точно под себя. Ведь некоторые любят череду мелких трамплинов, а некоторые огроменные единичные трамплины с большими гэпами.

Только не стоит забывать, что пострить дерт задача не из легких. Это отнимает много времени и сил - так что приготовьтесь морально и физически. Но результат обычно того стоит.

Ну ладно, хватит трепа, пора начинать...



Подготовка и планирование

Планирование

Итак, вы все-таки решили построить собственный дерт. Но прежде чем вы побежите за лопатами и начнете копать где попало и что попало, мы рекомендуем заранее все распланировать. Во первых, нужно найти нормальное место. Есть несколько основных критериев по которым следует его выбирать:

1) Тип земли. Нужно найти нормальную землю - не песчаную а глинистую, чтоб трамплины не рассыпались. Это очень важная часть.

2) Расположение. Обычно это главная и первая проблема. Обычно никто не строит дерт на своей собственной даче или огороде, так что скорее всего, то место где вы будете копать уже принадлежит кому то. Так что это может встать проблемой - будьте готовы к тому что ваш дерт могут в любой момент сравнять с землей бульдозером. Так что лучше заранее поговорить с владельцем участка и заручиться его согласием. Поверьте, отказывают не всегда. И берите ответственность на себя - потому что никому кроме вас не захочется отвечать за сломаные руки. Старайтесь так же выбрать место не навиду, чтобы всякие вандалы и алкаши не бухали на дерте и не били там бутылки.

3) Размеры. Старайтесь выбирать так, чтобы у вас было достаточно места как и для трамплинов, так и просто площадки - кто знает, вдруг на вашем дерте будет много зрителей ;)

Допустим, вы все вопросы решили и нашли подходящее место. Теперь настало время распланировать где что будет. Старайтесь смотреть в будущее. Не делайте трамплины где попало. Подумайте о том, что со временем вам захочется больше трамплинов и большие трамплины. Оставьте для них место.

Подготовка

Ну теперь когда план готов, необходимо достать инструменты. Вот что вам понадобится:

Лопаты, как минимум одна для копания (плоская и острая на конце0 и одна для кидания земли (типа совка).
Кстати, на лопаты можно скинуться и купить, потом спрятать где-нибудь возле дерта - они не раз вам понадобятся.

Круто будет если найдете тележку для земли.

Хорошие сильные друзья.

Много пива и еды для придания сил :)



Часть первая

Теперь у вас есть все что вам надо. У вас есть место и план строительства. Ну вот, настало время тяжелой работы. Мы пока расскажем про один верблюд, если вы его построите, потом сможете это повторить столько раз, сколько нужно. Верблюд состоит из двух горбов-трамплинов. Вылет и приземление. Оба одинаково важны. Для начала вам нужно две кучи глинястой земли. По одной на трамплин. Землю нужно где-то взять. Есть несколько вариантов:

1) Найти ее где-нибудь и привезти на площадку грузовиком, машиной, тележками...

2) Накопать в округе и притащить на площадку.

3) Выкопать яму между горбами. Или выкопать понемногу вокруг трамплина.

Допустим, земли вы нашли. Скидывайте земю точно туда где вам это нужно. Для метрового верблюда нужно две кучи с расстоянием около 1.5-2м.

Не забудьте, что землю нужно будет утрамбовать, так что земли нужно больше, чем высота трамплина. Хорошо бы сначала сделать небольшой пробный верблюд - чтоб потренироваться и оставить его для ламеров. Еще совет - чтобы уменьшить работу, можете спрятать в трамплин какой-нибудь большой крепкий предмет. Например, большую трубу или бревна. Да, используйте только чистейшую землю для приземления - без всяких камней. На них довольно больно падать.

Часть вторая

Сейчас у вас есть две кучи земли, наваленой на местах будущего верблюда. Теперь немного науки. Это довольно трудно объяснить. Короче, вам нужно сделать вылет как некое подобие рампы. Вылет должен быть плавным и заканчиваться не совсем вертикально. Смотрите вот как на фотке:



или вот так:



Как вы видите, они достаточно крутые. Это немного упрощает сначала и дает достаточное время полета для трюков. И достаточно безопасно. Так что теперь вам нужно сделать из триамплинов хорошую и плавную кривую. Возьмите плоскую лопату и начинайте сглаживать поверхность трамплина сверху вниз. Когда закончите сглаживать, начинайте утрамбовывать землю. Используйте свои ноги, лопаты, и все что вам попадется под руку.

Итог должен выглядеть примерно так:



Видите как глина утрамбована? Почти как бетон. Это то, к чему вы должны стремиться.

Итак, вылет мы сделали. Переходим к преземлению. Тут немного проще. Делайте его пошире - чтобы было где приземляться если трюк выполнен с ошибкой. Утрамбуйте хорошенько. Не обязательно так же крепко как вылет. Можете положить на приземление старый ковер или ковролин. Приземление будет немного помягче - и не будет рассыпаться при недолете.

Теперь вы все отровняли и утрамбовали. Но все еще кое-что надо сделать.

Последние приготовления

Всегда сложно удержаться чтобы попрыгать после того как все утрамбовано. Но важно сделать трамплины реально жесткими, иначе они рассыплются очень быстро. Секрет - вода. Нужно побрызгать трамплины водой из шланга или дождаться дождя. Пока ждете - продолжайте утрамбовывать. И не забывайте - никогда не катайтесь по мокрым трамплинам - это смерть для них.

Теперь у вас есть один верблюд. Продолжайте строить. Делайте трамплины не очень далеко друг от друга, но не забывайте чо нужно хорошо разгоняться перед вылетом. Вот так можно расположить трамплины:



Ну наконец прыгаем!

Не особо вдаваясь в детали, расскажу как и что делать. В общем, практика и еще раз практика, но кое что стоит знать заранее.

Разгонка

Надо хорошо разогнаться перед прыжком. Старайтесь расчитать скорость так, чтобы приземление пришлось на склон второго горба. Не приземляйтесь на плоскость за трамплином. Не приземляйтесь на горб - это плохо и больно.

Вылет

Главное - скорость. Если она достаточная, то вас выкинет высоко. Не дергайтесь. Используйте только скорость и угол трамплина. Немного потянуть руль тоже можно.

В воздухе

Расслабьтесь. Не паникуйте. Не закрывайте глаза. Попробуйте сделать чего-нибудь с байком в воздухе. Гораздо проще чего-нибудь изобразить чем просто лететь как бревно. Так что замутите небольшой X-up или некое подобие table-top'а.

Когда начнете падать, выровняйте байк по направлению к склону приземления и постарайтесь приземлиться на два колеса или совсем немного на переднее.

Когда научитесь все это делать - переходите к более сложным трюкам и увеличивайте амплитуду вылета.

Приземление

Старайтесь приземляться на середину склона горба. Это самый мягкий вариант. Приземляясь, планируйте следующий прыжок. Будьте уверены что правильно байк катит точно к следующему вылету, если у вас череда трамплинов.

Ну вот собственно и все, надеюсь вы чему-нибудь научились...

Приложение 1
Как себя вести. Правила поведения в песочнице.


-всегда возите с собой мобильный телефон.
-соберите простенькую аптечку: бинт, йод, лейкопластыри.
-прыгайте в защите и шлеме. Хватит наколенников и налокотников.
-не пытайтесь прыгать на велосипеде для туризма или кросскантри. верная дорога в травмпункт. если хотите прыгать, купите BMX или модифицируйте свой горный велосипед.
-никогда не переделывайте трамплины на чужой площадке.
-не ставьте столы на трамплины, если этого не делают хозяева площадки.
-никогда не тормозите на остановку, находясь на вылете. вылет- вешь хрупкая, сломать легко, сделать трудно.
-никогда не прыгайте "на авось". криво встала нога на педали, недостаточно разогнались- тормозите, если есть где, если нет- сворачивайте. но не прыгайте !!!
-пройдите курс первой помощи. травмы на дерте не редкость.
-приезжая на площадку, купите пятилитровую банку питьевой воды. благодарность вам не будет иметь предела.
-не прыгайте уставшим. усталость-почва для ошибок.
-не привозите на площадку спиртное и наркоту. и, естественно, не прыгайте в состоянии измененного сознания.
-не надо мусорить.
-не приводите "небайкерских" друзей. левые люди на дерте быстро сменяются гопотой, обижающей молодежь.
-не спорьте с представителями властей, но если скажут: ломайте тут все к черту- ничего не трогайте, ответ- не я строил, не мне и ломать.
-лопатой гоняйте смелых энтузиастов на камах и салютах.
-не надо смотреть на то, как другие строят. подойдите и предложите свою помощь. работа для вас всегда найдется.
-вежливо, но настойчиво просите покинуть площадку гуляющих мамаш с ребенками. ЧП с ребенком вы себе не простите.

Приложение 2
Дёртджампинг, толковый словарь


базовые понятия.


Обычный дерт


Дерт со столом


Дерт с "подстолком"


дёрт (dirt):(дословный перевод-грязь). в контексте, сооружение или последовательность сооружений, изготовленное из земли/дерева, представляющее из себя совокупность возвышений для вылета и приземления велосипедиста.

вылет:возвышение из земли/дерева, предназначенное для отрыва велосипедиста от земли и отправки его в полет/прыжок ;)

приземление:сооружение из земли/дерева, предназначенное для обеспечения наиболее мягкого контакта велосипедиста с почвой после полета/прыжка. Является продолжением траектории полета/прыжка.
полет/прыжок:нахождение велосипедиста в свободном движении между вылетом и приземлением. В полете/прыжке колеса велосипеда не имеют какой-либо опоры.

верблюд:сооружение из вылета и приземления. Именуется верблюдом в случае, когда между вылетом и приземлением имеется свободное пространство: яма/гэп.

яма/гэп:свободное пространство между вылетом и приземлением верблюда.
стол: а) приспособление для "закрытия" ямы/гэпа, представляющее из себя здоровенный кусок фанеры/дверь/несколько досок. Легко ставиться и снимается. Используется начинающими дертджамперами для безопасного освоения базовой техники прыжка. б) верблюд не имеющий гэпа, т.е с заполненным чем-либо пространством между вылетом и приземлением.

подстолок:небольшое дополнение к приземлению, предназначенное для предотвращения последствий недолета

трамплин:общее название верблюдов/"столов"
кочка: вылет, не имеющий за собой приземления.

серия/очередь:последовательность из двух и более трамплинов.

пит:промежуток между приземлением первого и вылетом второго трамплина.

разгонка:возвышение, предназначенное для придания велосипедисту начальной скорости для прыжка на первом трамплине.

траектория:кривая движения велосипедиста в совокупности вылета, полета и приземления.

недолет:прыжок недостаточной длины. зачастую приводит к удару задним колесом/системой о приземление.

перелет:прыжок с избыточной дальностью приводящий к приземлению на плоскость, зачастую на вилку. Очень опасно, особенно для начинающих.

трюки/фишки.

почти все трюки исполняются в полете, т.е в процессе нахождения велосипедиста между вылетом и приземлением. Непосредственно перед приземлением велосипедист возвращает все используемые в трюке части тела в позиции нахождения на вылете. Невозвращение какой-либо конечности в исходную позицию зачастую оканчивается падением и, само собой, неудачным трюком.
перечислю наиболее часто исполняемые трюки:

1) базовые трюки.
One Hand: снятие с руля одной руки.
OneFoot: снятие с педали одной ноги
TableTop: помещение велосипеда паралельно земле.
BarTurn: поворот руля на 90deg и более.

2) продвинутые трюки
NoHander: снятие с руля обеих рук
NoFooter: снятие с педалей обеих ног.
X-up: поворот руля на 180deg без снятия рук.
Can-Can: перенос одной ноги через верхнюю трубу рамы

3) супер-трюки:
360: вращение велосипедиста по вертикальной оси (оси подседельного штыря) на 360deg
Superman: помещение тела в плоскость, параллельную верхней трубе рамы с вытягиванием ног.
Nothing: полное отделение от велосипеда.
Saddle Grap: NoFooter+NoHander с захватом седла руками.
Backflip: переворот велосипедиста на 360deg по горизонтальной оси (оси каретки)




Видео:

Покра лето 2008 by Хорь from Жук (Hellride.ru) on Vimeo.